Саша Осина

 

 

 


фото Яны N

Сентябрь 2006

В этом году детская студия авторской песни «Остров» лишилась своего помещения. До сих пор преподаватели не могут найти нового места для проведения занятий. Да и раньше студия переезжала не раз (тогда хоть знали куда). Но в «Острове» никогда не бывало места унынию - все равно, каждый новый подвал или комнатушка обживались и становились Домом, прежде всего благодаря его гостеприимным хозяевам, основателям студии, Дмитрию Дихтеру и Галине Крыловой.

И семнадцать лет в этот Дом, как долгожданные гости, приходили дети, подростки, студенты и оставались надолго.

Мой десятилетний опыт общения с «Островом» (я пришла сюда учиться в 1996 году, когда мне было 12 лет) подтверждают это: «Остров» - живая связь с детством, но и взрослым здесь есть чему поучиться.

Эта студия не похожа на школу (ни на музыкальную, ни на общеобразовательную), ни на клуб по интересам, однако тут делают то, что не мешало бы делать и в школах, и в клубах. Уроки музыки здесь одновременно уроки общения и понимания . Учителя не строгие и неприступные взрослые из далекого мира, но открытые детскому любопытству, слушающие и отвечающие.

 

Преподаватели «Острова» все как один харизматичные личности со своими музыкальными пристрастиями, ученику остается только привязаться к преподавателю, подружиться с ним, и полдела сделано. Каждый тут очаровывает по-своему - и загадочная Галя Крылова , и обаятельная Женя Костина, и Дима Дихтер , одинаково глубоко понимающий и музыку, и слово, и артистичный Дмитрий Земский, и Павел Аксенов с уникальным музыкальным мышлением и многие другие. Да и ученики особенные – разновозрастные, со своим жизненным опытом, интересами, знаниями. Здесь находят друзей и учителей на всю жизнь. Чем здесь занимаются? А всем, чем угодно: есть и сольфеджио, и хор, и звукорежиссура, и актерское мастерство, и индивидуальные занятия с педагогом – классической гитарой, исполнительским мастерством. И нигде вам не придется скучать. Даже если и бездельничают на занятиях, то по-своему, творчески: тут же на месте сочиняют музыку, рисуют, пополяют легендарную «Книгу опозданий» - это ж надо еще как-то остроумно оправдаться, почему ты опоздал на занятие!

  А еще: выезжают вместе на слеты и фестивали - оттачивать свои умения на мастерских и на сцене перед микрофоном.

Но самым ценным для меня в «Острове» было знакомство с самой авторской песней. Которую мало где услышишь, про которую мало кто в широкой публике знает, но которая и есть самое ценное. И какое знакомство! Происходит оно так: приходишь на занятие к Диме Дихтеру, например, и не знаешь, какую песню ты хочешь петь. Он думает-думает и вдруг предлагает что-нибудь такое, что ты никогда не слышал, от чего у тебя мурашки по коже бегут, и ты тут же соглашаешься эту песню разучивать. Потом спрашиваешь: «А это кто?» И Дима отвечает: «Как, ты не знаешь? Это Владимир Ланцберг , или Виктор Луферов, или Владимир Музыкантов…» Так в двенадцать-тринадцать лет впервые слышишь эти имена. А кто-то и про Окуджаву впервые услышит. Да даже если и знаешь эти песни, то только разучивая их, ища ключ к исполнению, начинаешь их по-настоящему понимать! Сколько таких маленьких побед бывает у ученика: не звучала и не игралась песня, а вдруг получилось. Потому что понял ее. Но важно не только понять, важно передать это понимание – и тут добавляется техническая сторона: как сочетать гитару и слово, как взять сложный аккорд и при этом не смотреть на гриф, а смотреть вперед и петь для других, а не себе под нос. И, главное, не терять искренности того момента, когда понял, почувствовал того человека, который эту песню написал и оставил тебе. Так и протягивается ниточка не просто к музыке или слову, но к любому другому человеку, так ты научаешься помнить о нем и быть, в каком-то смысле, верным ему.

Такой опыт я смогла получить только в «Острове», но он очень мне помог и помогает в сегодняшней жизни, в общении с другими людьми. Вот мое представление об «Острове». Может, кто-то другой написал бы о другом и по-другому. И в этом тоже особенность нашей студии – люди с разным мышлением уживаются друг с другом, делают непохожие вещи, но все-таки делают одно дело.

В том, что это так, можно убедиться, придя на ежегодный отчетный концерт студии. Тут выступают и дуэты, и ансамбли, и хор, тут и маленькие сценки, и чтение стихов; и каждый год это настоящее театральное действие! И еще: помню, как на одном занятии я пела, скучно, без выражения:
Да-да, господа, не авось, не когда-нибудь,
            А больше уже никогда. •  Саша, - говорит Дима Дихтер. – Ты хоть знаешь, что такое «никогда»? - Потом задумывается, вскакивает, начинает ходить по классу. - «Никогда» - это же ни-ког-да. Ты пойми! Никогда – это никогда!

И я поняла. Я и сейчас это так ясно понимаю, и могу вам объяснить: если в наших силах сохранить что-то, что однажды случилось, появилось и осветило нашу жизнь, то мы должны сделать для этого все возможное. Я искренне желаю сегодняшним детям прийти в «Остров», другого такого нет. Поэтому пусть всегда будет куда приходить – пусть будет место, а мы уж позаботимся о том, чтобы оно стало еще одним Домом. Ведь иначе «Остров» исчезнет с нашего с вами глобуса, перестанет быть частью суши, а станет только частью наших воспоминаний, превратится в самое настоящее «никогда». А никогда - это так страшно, никогда – это никогда.

   

 

оно случилось в августе 2007 (отсюда)

 

 


sasha_osya Posted on Aug. 20th, 2007 at 01:29 am

Мне все-таки круто повезло тебя знать. Я теперь радуюсь, что помню тебя и твою улыбку, и что было до мелких подробностей - тоже помню. Про "плюшки" и шесть ложек сахара в чай, или как ты посылал меня за водой каждый раз, когда мы разбивали лагерь. Как жала тебе руку. Что ты вообще знал, как меня зовут, звал меня Санькой("Сааааанька"), а позже Сашкой, что помнил обо мне тоже. Мне круто повезло. За что мне такое. Ведь могла же никогда не встретить. Все мы могли бы тебя никогда не встретить, а тут ты был у нас. Есть у нас - и почему именно у нас, а не у кого-то другого? Я не знаю, что ты там про нас чувствовал, но что-то ты узнал про то, что чувствовали мы, я. Я рада, что смогла тебе сказать это, пусть только часть этого. И благодарна. На твой День Рожденья в этом году я пожелала тебе сиять, и ты сказал, что постараешься. Сияй, "лейтенант неба", родная звезда. Еще договорим с тобой обязательно. Обо всем.

 

А за месяц до этого, Саша участвовала в проекте Виктора Луферова "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". В рамках подготовки пятого, голубого диска Луферовской антологии, студия организовала выезд на полёты. Отчёт можно посмотреть здесь.

 

 

 

 

Пока мы с Витей готовились, Саша решительно и легко полетела первой! А я знаю, сколько для первого полёта нужно отваги и храбрости!

 

 

 

   

 

Под Новый 2006 год Саша создала и подарила студии сообщество "Однажды на Острове", которого пронзительно не хватало островитянам в силу ограниченности интерактивных возможностей гостевой книги и "Книги Опозданий".

А вы, наверное, и не знаете об этом, заходя в этот ЖЖ.

Потому, что Саша удивительно скромный человек!

 

А в 2010 году Сашенька стала Павловской

Казалось бы, что невозможно столь светлую личность сделать ещё светлее, но Арсению Павловскому это удалось!

Подозреваю, что там, за пределами Острова, Сашина щедрость на добрые дела греет ещё очень многих людей больших и маленьких.

 

Как хорошо, что рядом с нами есть такой светлый человек как Саша! Думаю, что вполне уместно и честно было бы называть её Наша Светлость.

А я, старая черепаха, так и буду до конца учиться у неё искренности.

А.Дунц

Быть добру!!!

 

Новости студии